Что такое психодрама?

Чаще всего, когда я говорю, что специализируюсь в психодраме, я сталкиваюсь с ассоциативным рядом "это типа когда все неадекватные и выкаблучиваются? когда психи драматизируют?". Так себе шутка, и так себе ассоциация. Поэтому давайте разбираться, что же я вам тут предлагаю.

 

 

Большинство популярных методов психотерапии относятся к разговорным. Вы приходите и разговариваете. С терапевтом или с группой. Но основное, что происходит в разговорной терапии, происходит в диалоге. И дополнительных средств - помимо этого диалога - там практически не используется. 

 

Наряду с разговорными методами существует довольно много не разговорных или, строго говоря, преимущественно не разговорных методов терапии. В полном торжественном молчании психотерапия не проходит. "А поговорить?" - это у нас обязательно. Но у так называемых "не разговорных" методов есть много средств, помимо собственно диалога. В телесно-ориентированной терапии много внимания уделяется телу, его реакциям и работе с ним. В песочной терапии всё действие разворачивается в коробке с песком: клиент строит и разрушает миры, используя песок и фигурки, и попутно комментируя свои действия.

 

В психодраме клиент (который здесь называется Протагонист) разворачивает содержание своего внутреннего мира снаружи, инсценируя свой опыт - свои истории, свою внутреннюю Монголию и всех ее обитателей  - с помощью членов группы (если речь идет о групповой терапии) или только с помощью своего психотерапевта (если речь идет об индивидуальной работе, называемой также монодрамой). "Не рассказывай, покажи!" - говорил Якоб Леви Морено, основатель психодрамы, своим клиентам. 

 

Удивительно, но факт: когда рассказываешь историю и когда показываешь её, могут получиться разные истории. Любой взрослый человек с хорошо развитым интеллектом и рефлексией обладает и достаточно развитой системой психологических защит. Именно эта система часто мешает нам понять, что мы делаем не так и почему всё время наступаем на одни и те же грабли. И когда мы рассказываем свои истории, наши защиты работают лучше, чем тогда, когда мы показываем их. Я столкнулась с этим на своем опыте, когда 4 года назад пришла к психотерапевту и она оказалась психодраматистом. До этого у меня был опыт разговорной психотерапии. И психологическое образование. Так что у меня была масса гипотез и рефлексий по поводу того, что со мной не так. И я намеревалась поделиться ими с терапевтом. Еще мне нравилось за собственные деньги развлекать терапевта веселыми историями из своей жизни. Потому что во-первых, мне нравится нравиться людям, а во-вторых, хотелось как то отложить (а по возможности обойти) обсуждение всех вот этих вот не приятных и болезненных моментов, о которых я, собственно, и пришла разговаривать. Но не тут-то было. Во-первых, мне не удалось как следует заболтать терапевта, как-то хитро и не заметно она вовлекла меня в психодраматическую работу. Во-вторых, в психодраме я столкнулась с теми эмоциями, от которых так долго скрывалась, и с теми инсайтами (озарениями, пониманием), которых я так тщательно избегала. Оказалось, что в психодраме очень трудно обманывать себя и терапевта. И поэтому работа идет быстро и на довольно глубоком уровне. Но при этом бережно, потому что никто не будет заставлять тебя идти туда, куда ты идти не готов. Терапевт может тебя поддержать, помочь преодолеть страх, но не станет заставлять - это и не нужно, и не этично, и вообще в психодраме терапевт и клиент (они же Директор и Протагонист) работают на равных, как в любом терапевтическом подходе гуманистического направления. Здесь нет идеи, что "Терапевт лучше знает!".

 

Да, так вот, в психодраме Протагонист инсценирует свою историю.

Чтобы протагонист и Дополнительные Я (те члены группы, которые помогают инсценировать историю, работая в ролях) не чувствовали себя по-дурацки, в психодраме есть процесс выстраивания сцены и введения в роль. Этот процесс обеспечивает психотерапевт (Директор), помогая процессу протекать гладко и спонтанно, а участникам действа - чувствать себя естественно. Все роли участникам задает Протагонист. Это важно. Мы разыгрываем историю Протагониста, это "его кино" и он лучше всех знает, что говорят персонажи его внутреннего мира, какими словами и с какой интонацией. Нести отсебятину из ролей - запрещено, здесь нет мистики, это не спиритический сеанс с полным разоблачением. Задавая роли Протагонист сам встает в каждую из них - и это тоже важный опыт. Он позволяет Протагонисту понять и почувствовать то, что мог чувствовать его партнер по коммуникации там-и-тогда, и что было скрыто от Протагониста, возможно, долгие годы. Часто чувства партнера по коммуникации оказываются для Протагониста открытием, меняющим его взгляд на ситуацию, а то и на жизнь.

В процессе драмы Протагонист может увидеть свою ситуацию с другой стороны, может что-то в ней изменить и переиграть, может сделать то, что не сделал в свое время в реальности. Для нашего бессознательного то, что произошло реально и то, что произошло "по-нарошку" на сцене - практически одно и тоже. И если мы смогли постоять за себя в инсценированной истории, для нашего мозга это то же самое, что постоять за себя в жизни - тело включено, разум включен, эмоции включены, значит, всё происходит на самом деле.

После окончания драмы участники могут поделиться с Прогатгонистом своими чувствами - какой их собственный опыт напомнила им работа, что они почувствовали, будучи в ролях, что поняли для себя.

 

Так вкратце выглядит психодрама.

 

Напишите в комментариях, стало ли вам понятнее? Стало ли интересно? остались ли вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Please reload

Избранные посты

О юнгианской сказкотерапии

September 1, 2017

1/6
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам